Егорова Ирина Викторовна
«Использование дидактических игр в развитие речи дошкольников младшего возраста»
Введение
В первые годы жизни детей происходяточень существенные изменения в их развитии. Уже на первомгоду жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой,закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольцаи многое другое. В раннем детстве ребёноковладевает величайшим достоянием человечества - речью. На второмгоду он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годамдовольно свободно объясняется с окружающими. Учиться играя! Эта идея увлекаламногих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие детиовладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениямии навыками, их этому надо учить. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагаетсяв игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действийс определёнными предметами, учатся культуре общения другс другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательнуюигровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. Основной целью моей работы я ставлю: развить связную речь детей через введениев работу дидактических игр. Для реализации целивыдвигаются следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме - развитие активного словаря - подготовка консультаций для родителейпо данной теме - составление картотеки дидактическихигр по развитию речи Вработе применялись методы и приемы:
- наглядные рассматривание игрушек и картин - словесные описание картин и игрушек, чтениехудожественных произведений и стихов (во всех словесных методах использовалсянаглядный метод) - практический дидактические игры и упражнения - репродуктивный уточнение и воспроизведение действий пообразцу Перспективное планирование на год
«Что как плавает»
Задача: знакомство детей со свойствамиразличных материалов. Оборудование: таз с водой, пластмассовыйкораблик, резиновая уточка, камешек, кусочек тряпочки, пластмассовое колечко. Игровые правила: в таз с водой опустить по очередипредметы, называя их. Дети должны повторять названия предметов и что с ними происходит (поплыл,утонул), тем самым развивать словарный запас. «Постираем куклеплатье»
Задачи: - формировать умение общаться со взрослыми исверстниками; - обогащать и активизировать словарь : платье,носочки, шляпа, замочить, намыливать, стирать – выстирать, полоскать -прополоскать, сушить- высушить, чистая одежда; Оборудование: - мыло, таз, тёплая вода, кукольная одежда: платье,носочки, шляпа, верёвка для просушивания одежды, салфетки илиполотенца для рук. Игровые правила: берем куклу, по порядку называем элементыодежды, которую будем стирать. Дети повторяют название одежды и все действия. «Медвежатамед едят»
Задача: развить артикуляционныйаппарат детей Игровые правила: воспитатель говорит детям,что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает детямвысунуть язычок и «слизывать» мед.Затем, поднимая кончик языка, убирают его. 3-4 раза. Медвежата наелись и облизывают верхнею губу и затем нижнюю.Затем гладят животик и говорят «У-у-у-у» . 2-3 раза. «Волшебныймешочек»
Задача: учить детей узнаватьпредметы по характерным признакам. Игровые правила: измешочка достается предмет и надо рассказать о нем. «Спрячь мышку»
Задачи:формировать умения различать и называть цвет. Оборудование: мышка, квадраты основных цветов, окошки с нарисованными мышками,игрушка кошка. Игровые правила: в окошкивыглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей –квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко,откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем,усложняя,2-3 домика одновременно. «Что нам заинька принес»
Задача: учить детейописывать предметы; Оборудование: игрушка «зайка», «Чудесный мешочек», фрукты, наборгеометрических фигур. Игровые правила: из мешочкадостается предмет и его надо описать с помощью педагога.
«Разноцветная посуда»
Задача: научить детей различать, соотноситьи называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Познакомить детей с обобщающимсловом «посуда», научить согласовывать прилагательные с существительными (красная чашка). Развивать слуховое изрительное внимание.
Игровыеправила: подобрать по цвету, назвать цветЦели игры: Учить детейразличать, соотносить и называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный исиний. Познакомить детей с обобщающим словом «посуда». Учить согласовыватьприлагательные с существительными (красная чашка). Развивать слуховое изрительное внимание.Цели игры: Учить детей различать, соотносить и называтьосновные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Познакомить детей собобщающим словом «посуда». Учить согласовывать прилагательные ссуществительными (красная чашка). Развивать слуховое и зрительное внимание.Целиигры: Учить детей различать, соотносить и называть основные цвета: красный,жёлтый, зелёный и синий. Познакомить детей с обобщающим словом «посуда». Учитьсогласовывать прилагательные с существительными (красная чашка). Развиватьслуховое и зрительное внимание.Цели игры: Учить детей различать, соотносить иназывать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Познакомить детей собобщающим словом «посуда». Учить согласовывать прилагательные ссуществительными (красная чашка). Развивать слуховое и зрительное внимание.
«Подбери заплатку к одежде»
Задача: научить детей различать, соотносить иназывать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Закрепить обобщающее слово «одежда». Игровыеправила: посмотривнимательно на картинку. На каждой из этих картинок чего — то не хватает.Тебе надо найти кусочек, которого не хватает. И заполнить пустое место накартинке «заплаткой», чтобы получилась целая картина.
«Курочка ряба»
Задача: напомнить содержание сказки, вызватьжелание рассказать сказку с воспитателем, способствовать активизации речи. Игровые правила: вспомнить русскую народную сказку иеё героев, слушатьвнимательно сказку, завершать фразы.изображать простые действия (бил –бил не разбил), звукоподражания (заплакали дед и бабушка, курочка кудахчет). «Подбери колесо к машине»
Задача: 1.учить детей соотносить цвета путем подбора. 2. развивать умение сравнивать предметы повеличине. 3. развивать словарный запас Оборудование: - несколько колес разных размеров; - силуэты машин и колес разной величины; - игрушка-мишка. Игровые правила: воспитатель обнаруживает в группе мишку (игрушку), который плачет ипредлагает детям отвезти его домой. Вместе с детьми определяют, на чем повезутигрушку (на машине). На ковре разложены колеса разнойвеличины. Воспитатель предлагает прокатить колеса и понаблюдать, какое колесобыстрее докатится до конца ковра. Затем, надо подобрать колеса к нужноймашинке. «Игрушка в гости к нам пришла»
Задача: развивать понимание речи: учить детей пониматьсмысл целых предложений; развивать активную речь. Оборудование: любые игрушки Игровые правила: надо назвать игрушку ласково (кукла – куколка) и что сней можно делать (покачать) «Догадайся, чей голос»
Задача: уточнить и закрепить произношение звуков Оборудование:набор игрушек домашнихживотных и птиц Игровыеправила: воспитательпоказывает игрушки и спрашивает, кто это, просит произнести, как оно кричит.Второй вариант: воспитатель игрушкупрячет за ширму и по голосу надо определить кто кричит «Собери половинки»
Задача: научить складывать целое изображение из двухчастей, развивать зрительное восприятие, память, речь, мелкую моторику рук икоординацию движений. Игровые правила: предложитьребенку картинку половинку спросить, что на ней нарисовано. Если играпроводится первый раз, то воспитатель показывает, как надо сложить недостающуюполовинку чтобы получилось целое изображение. Затем можно предложить ребенкусамостоятельно сложить все картинки. «Лягушата»
Задача: развить речевоевнимание детей.
«Кто в домике живет»
Задача: закрепить правильное произношение звуков. Развитьречевое дыхание детей.
Консультация для родителей
1. «Развиваем пальчики — развиваемречь» 2. «Играем — речь развиваем» 3. «Вместе играем — речь детейразвиваем» 4. «Роль детского сада в развитии речимладшего дошкольника» 5. «Речевые игры. Способы их проведения» 6. «Формирование правильногозвукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики». 7. «Дидактическая игра, как средстворазвития речи»
1 ноября 2020 в 17:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.