Егорова Ирина Викторовна

«Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников»

Педагогический проект

«Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Егорова Ирина Викторовна,

Воспитатель I  квалификационной категории

 МДОУ «Детский сад №22»

г.Кириши

2020

«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра

была не только формой усвоения отдельных знаний и умений,

но и способствовала бы общему развитию ребенка,

служила формированию его способностей»

А.В. Запорожец

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста, начиная с младшей группы (3 – 4 года). Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

В данном педагогическом проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и социально-коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.

Вид проекта: познавательный, коммуникационный.

Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2019г. - май 2020г.)

Участники проекта: дети 3 - 4 лет, педагоги, родители.

Цель проекта:

развитие речи младших дошкольников (3 – 4 года) через дидактические игры

Задачи:

v Развитие речи дошкольников: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, а также ребенок учиться правильно, высказывать свои мысли.

v Создание условий для формирования  нравственных представлений о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных личностных качеств.

v Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие»

v развитие свободного общения между детьми в процессе совместной  деятельности;

v развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;

v формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;

v практическое овладение нормами речи.

  «Социально-коммуникативное развитие».

v развитие игровой деятельности;

v формировать умение оценивать работу товарища;

v приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.

«Художественно-эстетическое развитие».

v приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;

v развивать литературную речь.

«Физическое развитие».

v развивать координацию речи с движением;

v формировать речевой выдох;

v развивать мелкую моторику рук.

«Познавательное развитие».

v сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;

v совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;

v формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Этапы проекта:

Подготовительный:

изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.

Практический этап:

введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи;

консультации с родителями.

Заключительный этап:

Организация выставки «Дидактическая игра своими руками».

Подготовительный этап

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Виды дидактических игр

Игры - путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры - предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Факторы успешного развития реи ребенка

От развития мелкой моторики

От чтения детям художественной литературы

От игр ребенка с взрослыми и сверстниками

От общения ребенка со сверстниками

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста  

Практический этап

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

дидактические игры

цель и задачи

содержание игры

работа с родителями

Сентябрь

Игры с предметами:

«Постираем кукле платье»

. - формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками;

- обогащать и активизировать словарь : платье, носочки, шляпа, замочить, намыливать, стирать – выстирать, полоскать - прополоскать, сушить- высушить, чистая одежда;

Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию, группировка их по материалу.

Познакомить родителей на родительском собрании с дидактическими играми, направленными на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи.

«Узнай, что изменилось?»

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; развивать речь и активизировать словарь.

Называют изменения в расположении предметов.

Октябрь

Настольные игры:

«Моё – не моё»

Закреплять представления об окружающем мире, формировать умение классифицировать и группировать предметы, активизировать словарь.

Дети подбирают картинки, группируют предметы (игрушки, посуду, мебель…)

Консультация: «Значение дидактических игр в развитие речи»

«Что как плавает»

Учить детей подбирать слова, знакомить со свойствами различных материалов.

Дети подбирают картинки с противоположными по смыслу словами (мокрый - сухой, грязный - чистый)

«В лесу»

Расширять знания детей о растениях, животных, которые они могут встретить в лесу, с листьями разных деревьев- с их классификацией. Развивать речевое общение.

Дети раскладывают карточки : грибы, насекомые, животные, ягоды, листья, цветы.

Консультация: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка».

Ноябрь

«Музыканты и

музыкальные инструменты»

Учить детей соотносить наименования музыкальных инструментов и название музыкальных специальностей.

Дети подбирают картинки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов. (У меня муз. инструмент барабан – музыканта , который играет на барабане назывют барабанщик)

Словесные игры:

«Курочка ряба»

Учить детей образовывать слова с увеличительным, уменьшительным, ласкательным оттенками.

напомнить содержание сказки, вызвать желание рассказать сказку с воспитателем,  способствовать активизации речи.

Детям дается пример: мышь – мышка, дед – дедушка и т.д. Они аналогично образуют др. слова.

Декабрь

«Спрячь мышку»

формировать умения различать и называть цвет

в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.

«Отгадай-ка»

Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ребенок описывает предмет, находящийся в группе, не глядя на него. Дети отгадывают.

Д/игры (метод моделирования)

«Опиши одежду»

Учить детей, используя схемы, описывать одежду.

Дети, используя схемы-планы, последовательно составляют рассказ, не пропуская и не повторяя признаки.

« Опиши предмет»

Учить детей, используя схемы, описывать предметы.

Дети, используя схемы-планы, последовательно составляют описательный рассказ, не пропуская и не повторяя признаки

Январь

«Магазин игрушек»

Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Продавец (ребенок) продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

Рекомендации по речевому развитию: «Игровые дыхательные упражнения» (развитие речевого дыхания).

Обучение родителей.

«Четвертый

лишний »

Закреплять представления об окружающем мире, формировать умение классифицировать и группировать предметы, активизировать словарь. Учить находить лишний предмет из группы.

Дети находят лишний предмет из группы , объясняют почему он лишний.

Февраль

Словесные игры:

«Радио»

Развивать наблюдательность, упражнять в умение составлять описательный рассказ, активизировать речь.

Один ребенок (диктор) описывает

кого-нибудь из детей (внешний вид, характерные особенности..), др. по рассказу узнают этого ребенка.

«Кому что нужно?»

Упражнять детей в классификации предметов, умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Воспитатель называет профессию, дети необходимые им предметы ( врач- тонометр, градусник, шприц, лекарство…)

Март

Д/игры

«Опиши животного»

Учить детей, используя схемы, описывать животных.

Дети, используя схемы-планы, описывают животных, не пропуская и не повторяя признаки.

Игры

с предметами:

«Для чего нужен предмет?»

Закрепить знания о назначении предметов, активизировать речь.

Дети рассказывают о предмете, о его использовании, выигрывает тот, кто вспомнит больше вариантов применения.

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

«Кто что слышит?»

Развивать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.)

У воспитателя ширма и разные предметы, при действии которых издается звук, на слух дети угадывают предмет (звенит колокольчик).

Консультация: «Какие игры предложить дома»

Настольные игры «Определения»

Учить детей правильно использовать предлоги, характеризовать расположение объектов в пространстве и относительно др. др., описывать словами направление движений объектов.

Дети рассматривают карточки и описывают ситуацию или воспитатель читает стихи- дети находят карточку.

«Животные и их детеныши»

Знакомить с животными средней полосы России, расширять словарный запас ребенка, формировать основы логического мышления

(обобщение, разделение на группы)

Дети составляют цепочку из карточек(самец «папа»-бык, самка-«мама»- корова, детеныш-теленок)

«Мир эмоций»

Знакомить детей с настроением, с эмоциями (мимикой). Учить подбирать карточки с противоположным (радость- грусть) и одинаковым настроением.

Дети подбирают пару – «мальчик - девочка» с одинаковым (противоположным) настроением.

Апрель

Словесные игры:

«Скажи какой?»

Развивать у детей умение называть не только предмет, но и правильно обозначать его признаки, обогащать речь прилагательными.

Воспитатель предлагает детям:

1.По признакам узнать предмет (Круглое, сладкое, румяное- что это?)

2.Продолжить ряд- снег белый, холодный, серебристый…

3.Составить словосочетания со словами, отвечающими на вопрос какой? и характеризующие предмет по вкусу, цвету и т. д.

«Кто, как передвигается и кто как подает голос?»

Развивать у детей умение правильно обозначать действия, обогащать речь глаголами.

Воспитатель просит вспомнить, кто как передвигается? (кузнечик - прыгает).

Кто как подает голос? (лев - рычит)

«Выучи потешку»

Помочь детей, используя схемы-картинки, запомнить словесный материал.

Дети, используя схемы-картинки, запоминают словесный материал (соотнося слова с рисунком).

Май

Игры с предметами:

«Что предмет рассказывает о себе?»

Упражнять детей в составлении короткого рассказа, учить описывать предмет (цвет, форму, величину, назначение). Приучать детей слушать др. др., дополнять рассказ.

Дети достают из «чудесного мешочка» различные предметы, составляют рассказ.

«Магазин посуды»

Учить сравнивать предметы посуды по материалу, размеру, назначению.

Чтобы купить посуду в магазине, надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна.

«Похож - не похож»

Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу, развивать речь, наблюдательность.

Дети находят похожие предметы, доказывают их сходство.

Рекомендации по речевому развитию: «Дидактические игры, направленные на обогащение словаря».

Настольные игры:

«Чей домик?»

Закреплять названия домов животных, активизировать словарь детей.

Дети подбирают картинки с изображением домиков животных и называют их.(собака живет в конуре ).

«Составь рассказ по картинкам»

Учить детей последовательно раскладывать картинки и составлять по ним связный рассказ.

Ребенок последовательно раскладывает серию картинок и составляет рассказ.

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учить детей составлять рассказ по выбранным картинкам, учить различать положительные и отрицательные поступки.

Дети соединяют два элемента, изображающих поступки детей в разных ситуациях, в карточку. Объясняют поступки, нарисованные на картинках.

Словесные игры:

«Найди противоположное слово»

Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Воспитатель начинает предложение, дети подбирают антонимы. Сахар сладкий, а лимон…(кислый).

«Собери картинку»

научить складывать целое изображение из  частей, развивать зрительное восприятие, память, речь, мелкую моторику рук и координацию движений.

предложить ребенку картинку половинку спросить, что на ней нарисовано. Если игра проводится первый раз, то воспитатель показывает, как надо сложить недостающую половинку чтобы получилось целое изображение. Затем можно предложить ребенку самостоятельно сложить все картинки.

Д/игры (метод моделирования)

«Перескажи сказку»

Учить детей пересказывать небольшие произведения с помощью схем-картинок.

Дети, используя картинки-схемы, последовательно пересказывают рассказ (сказку).

«Опиши время года»

Учить детей, используя схемы, описывать времена года.

Дети, используя схемы-планы, описывают время года, не пропуская и не повторяя признаки.

Взаимодействие  с родителями:

На родительском собрании, познакомила родителей с дидактическими играми, направленными на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи.

Взаимодействие детского сада и семьи, направленно на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития, провела:

v Консультация «Развиваем пальчики — развиваем речь»

v Картотека «Играем — речь развиваем»

v Мастер – класс «Вместе играем — речь детей развиваем»

v Родительское собрание «Роль детского сада в развитии речи младшего дошкольника»

v Папка – передвижка «Речевые игры. Способы их проведения»

v Консультация «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

v Буклет «Дидактическая игра, как средство развития речи»

Заключительный этап:

В группе созданы условия для речевой деятельности детей, имеется разнообразные дидактические игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов. У детей повысился познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность, свободно высказываются, научились контролировать себя, помогают друг другу. У дошкольников расширился активный словарь (обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи синонимы, антонимы, многозначные слова…). Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением предложений)). Они способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги. Дети умеют составлять рассказы об игрушках, пересказывать и т. д.

По результатам проведенной работы уровень развития речи у детей значительно повысился по сравнению с началом учебного года. Можно сделать вывод, что цель и задачи проекта достигнуты.

1 ноября 2020 в 17:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.