Егорова Ирина Викторовна
«Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников»Педагогический проект «Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников»
Автор: Егорова Ирина Викторовна, Воспитатель I квалификационной категории МДОУ «Детский сад №22» г.Кириши 2020 «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей» А.В. Запорожец Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста, начиная с младшей группы (3 – 4 года). Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных. В данном педагогическом проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и социально-коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры. Вид проекта: познавательный, коммуникационный. Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2019г. - май 2020г.) Участники проекта: дети 3 - 4 лет, педагоги, родители. Цель проекта: развитие речи младших дошкольников (3 – 4 года) через дидактические игры Задачи: v Развитие речи дошкольников: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, а также ребенок учиться правильно, высказывать свои мысли. v Создание условий для формирования нравственных представлений о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных личностных качеств. v Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре. Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» v развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности; v развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы; v формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий; v практическое овладение нормами речи. «Социально-коммуникативное развитие». v развитие игровой деятельности; v формировать умение оценивать работу товарища; v приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру. «Художественно-эстетическое развитие». v приобщать к словесному искусству через стихи и сказки; v развивать литературную речь. «Физическое развитие». v развивать координацию речи с движением; v формировать речевой выдох; v развивать мелкую моторику рук. «Познавательное развитие». v сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами; v совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом; v формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Этапы проекта: Подготовительный: изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр. Практический этап: введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи; консультации с родителями. Заключительный этап: Организация выставки «Дидактическая игра своими руками». Подготовительный этап Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. Виды дидактических игр Игры - путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д. Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игры - предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей. Факторы успешного развития реи ребенка От развития мелкой моторики От чтения детям художественной литературы От игр ребенка с взрослыми и сверстниками От общения ребенка со сверстниками От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста Практический этап Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Взаимодействие с родителями: На родительском собрании, познакомила родителей с дидактическими играми, направленными на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи. Взаимодействие детского сада и семьи, направленно на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье. С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития, провела: v Консультация «Развиваем пальчики — развиваем речь» v Картотека «Играем — речь развиваем» v Мастер – класс «Вместе играем — речь детей развиваем» v Родительское собрание «Роль детского сада в развитии речи младшего дошкольника» v Папка – передвижка «Речевые игры. Способы их проведения» v Консультация «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики». v Буклет «Дидактическая игра, как средство развития речи» Заключительный этап: В группе созданы условия для речевой деятельности детей, имеется разнообразные дидактические игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов. У детей повысился познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность, свободно высказываются, научились контролировать себя, помогают друг другу. У дошкольников расширился активный словарь (обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи синонимы, антонимы, многозначные слова…). Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением предложений)). Они способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги. Дети умеют составлять рассказы об игрушках, пересказывать и т. д. По результатам проведенной работы уровень развития речи у детей значительно повысился по сравнению с началом учебного года. Можно сделать вывод, что цель и задачи проекта достигнуты. 1 ноября 2020 в 17:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.